Суббота, 18.05.2024, 13:47
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Разное

Доклад заведующего МБДОУ-д/с "Ягодка" с.Золотая Степь - Л.Г.Батаржановой
07.02.2014, 14:20
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
 
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья - физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. А. Маслоу, основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребенка нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Позволив ей управлять жизнью малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А если существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает - явно или подспудно, немедленно либо по прошествии определенного времени. Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровье­укрепляющих условиях. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения - приоритетная задача, стоящая перед педагогами МБДОУ – д/с «Ягодка» с.Золотая Степь на 2013-2014 учебный год, на основании этой задачи и запланированы мероприятия в годовом плане.
В первую очередь – это создание здоровьесберегающей среды в детском саду «Ягодка» с.Золотая Степь. Это:
- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Усилия работников нашего детского сада «Ягодка» направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Технологии бывают:
1.Здоровьесберегающие — это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.
2.Оздоровительные — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
3.Технологии обучения здоровью — это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
4.Воспитание культуры здоровья — занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.
Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.
В нашем дошкольном учреждении все мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта;
- поощрение самостоятельности;
- развитие творческого вообра­жения;
- формирование осмысленной моторики;
- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
- развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.
Так же созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, такие как: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей обору­дованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
В детском саду уделяется большое внимание предметно - развивающей среде:
- в группах произведена замена ламп, кроватей, частично мебели, столов, сделан ремонт;
- в группах имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности;
- в группах имеется уголок для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарем: гимнастические скамейки, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, обручи, гимнастические палки, мячи, мешочки с песком, лыжи, канат, конструктор мягких модулей и др.
Нестандартное оборудование: коврики для здоровья, дорожки-следочки, ребристые дорожки; оборудования по профилактике плоскостопия (шишки, палочки, ленточки и д.р.);
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, полосой препятствий. Организационной формой работы в двигательном режиме являются физкультурные занятия. В зимний период у детей старшей и подготовительной групп идет лыжная подготовка.
В детском саду работает кружок «Тропинка к здоровью» для детей старшей группы, руководитель – Труш И.Г. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Имеется большая копилка для основных видов движения, копилка физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Традиционно 2 раза в год проводится «Неделя здоровья», 1 раз в месяц – физкультурный досуг «Весёлые старты», нравятся детям спортивные праздники. В целях реализации программы «Здоровье» ежегодно планируется воспитателями работа и с родителями по здоровому образу жизни.
Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.
Являясь участниками этого общего процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в разновозрастных группах: - динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате
- малоподвижные игры. - релаксацию проводят воспитатели, в любом подходящем помещении для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- гимнастика пальчиковая - проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми пробле­мами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
- гимнастика для глаз - ежедневно по 3—5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
- гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
- гимнастика бодрящая - ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дорожкам. Проводит воспитатель.
- гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели.
Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в групповой комнате и 1 раз на свежем воздухе. Младший возраст — 15 мин., средний возраст —20 мин., старший возраст —25-30 мин. Проводят воспитатели. Проблемно-игровые ситуации в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Возможность целенаправленного формирования основ психи­ческой саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки. Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным руководителем.
Дополнительно используются методы закаливания:
- умывание холодной водой после дневного сна;
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна;
- консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.
Таким образом, система физкультурно - оздоровительной работы, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.
 
 
 
 
Категория: Разное | Добавил: Шустова
Просмотров: 311 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: